27 июня 2020 года состоялась экскурсия в старинное немецкое село Ней-Боаро.

  Команда проекта Советской местной организации ВОИ «Этнокультурный исторический фестиваль «Большой Караман. Шкала веков», реализуемого при поддержке и на средства президентского гранта, продолжает активную работу по изучению истории родного края.

   Сколько тайн и загадок хранит наш любимый степной край! Сколько интересного и неизведанного предстоит ещё познать! Самое главное – богатства рядом, стоит только захотеть, можно, не выезжая за пределы района (что актуально в наше время), увидеть древнейшие курганы (египетские пирамиды по сравнению с нашими скифо-сарматскими курганами просто младенцы), побывать на месте стоянки хана Батыя в Лисьей Балке, что находится близ п. Советское, насладиться ни с чем не сравнимыми ароматами степи с её разнотравьем и естественными водоёмами, флорой и фауной. Словами сложно передать те чувства, которые охватывают, когда ты снова и снова оказываешься в родной степи.

   В конце июня краеведы-исследователи, активисты краеведческих кружков по инициативе Марины Верховой, руководителя проекта, председателя местной организации ВОИ, в качестве семейного отдыха решили проехать по туристическому маршруту «Дороги Лоиса».

— Давно хотели побывать в этих прекрасных местах, насладиться необычайными ароматами степи, собрать лекарственные растения, познакомить со степью свою маленькую доченьку Сашеньку, — делится впечатлениями Марина Зимирева, руководитель творческой мастерской «Силоам» храма во имя целителя и великомученика Пантелеимона. Она путешествовала вместе со своим супругом Виталием и братом Ильёй Ионкиным.

  В этот раз мы побывали в разрушенном немецком селе Ней-Боаро, что находится неподалёку от с.Новолиповка (Фрезенталь), побывали в немецком саду, полюбовались степными пейзажами с ковыльными степями, табунами лошадей, отдохнув в тени под раскинутым шатром.

— И снова нас встречает степь, которая помнит великое переселение народов, звуки колесниц, которая раскрывает нам свои секреты, стоит только прислушаться  и присмотреться, — рассказывает Марина Верховая. – Вот первая наша остановка – останки села Ней-Боаро,  основана в 1848 г. выходцами из колоний БоароОрловскаяФилиппсфельдПаульская. Жители села часть лютеране, часть реформаторы, евангелическо-лютеранского прихода Фрезенталь. Церковь была куплена жителями колонии весной 1888 г. в материнской колонии Филиппсфельд

До сих пор, посещая Ней-Боаро, можно обнаружить артефакты, которые пополняют наш музей. Вот и сейчас наш юный исследователь Илья Парамонов отыскал молотильный камень. 

  По пути следования к этому местечку краеведы останавливались, чтобы полюбоваться красотами водоёмов, увидеть виды редких птицы, которые так вольготно проживают в этих местах. Здесь множество бакланов, чайки-хохотуны, серые и белые цапли, утки и т.д. и тп.

— О былом величии народов свидетельствуют археологические памятники, расположенные на территории района. Сегодня мы посетили сарматский курган близ села Новолиповка. Здесь в 1969 проводились археологические раскопки, в которых принимали участие сотрудники Энгельсского краеведческого музея и активисты музея с. Розовое под руководством Г. Г. Уразгалиевой. Находясь на кургане, мы видим следы раскопок, а также подкопы чёрных искателей. Словом, наши древнейшие курганы до сих пор привлекают внимание. А что самое интересное, даже представить страшно, какими они были в 3 веке до нашей эры и сохранились на протяжении многих веков вот в таком виде. Время, которое сарматы провели на исторической и этнической арене, охватывают большой период. Например, находки на Сусловском курганном могильнике, где мы обязательно побываем, датированы V- IV в.в. до нашей эры и относятся к эпохе ранних савроматов. Среднесарматскую культуру историки именуют сусловской.

  Но это будет другое путешествие, а пока мы едем туристическим маршрутом с остановками, чтобы запечатлеть необыкновенные пейзажи, мимо немецкого сада, где до сих пор плодоносят яблони и груши, мимо раздольных лугов, где пасутся табуны лошадей. Тоже достопримечательность наших дней!

  Разместившись в удобном месте под шатром, кружковцы провели очередное заседание, где познакомились с историей образования сёл Фрезенталь, Ней-Боаро, поговорили о новых туристических маршрутах уже в селения Марксовского района, об участии в фестивале «Большой Караман, который планируется провести в сентябре этого года.

   Команда проекта работает и проводит много интересных экспедиций и исследований. 10.06. Занятие краеведческого кружка Советской МО ВОИ «Дороги», разработка нового маршрута до с. Бородаевка( старинное немецкое село Боаро, основано 07.06.1767 г. вызыватель Борегард, первые колонисты 97 семей из Саксонии, вероисповедание – лютеране). Разведка местонахождения  скифских курганов. «Народы, заселявшие окрестности современной Бородаевки в далёком прошлом, оставили после себя несколько курганов, наиболее известными из которых являются «Калмыцкая гора» и «Рунталь» . Найденные в них предметы и захоронения учёными отнесены к эпохе средней бронзы. Первый объект был открыт в 1926 году П. Д. Рау, вскоре после чего был объявлен заповедником древней истории. Раскопки на второй группе впервые проводились в 1939 году под руководством И. В. Синицына». В 1987 году на паровом поле колхоза имени Кирова у Бородаевки экспедиция СГУ и СОМК выявила курганную группу из 20 амфорных насыпей на склоне верхней террасы правого берега Малого Карамана. Четыре из них были исследованы, в них нашли захоронения людей, керамику, бронзовые украшения. Относятся находки к концу XVI – началу XV веков до нашей эры.